Данной карте соответствует песнь о Риге.
Песнь о Риге (др.-исл. Rígsþula) — поэма из Старшей Эдды, описывающая похождения аса Рига и появление трех сословий: ярлов, карлов и трэллов. Поэма не полностью сохранилась на последнем уцелевшем листе Codex Wormianus (AM 242 fol), следующем за Эддой Снорри Стурлусона. Текст датируется между X и XIII веками.
Содержание:
Песня начинается с короткого прозаического вступления. В нем рассказывается, что Риг это имя, которым представился ас Хеймдаль. Хеймдаль также назван прародителем человечества в эддической поэме Прорицание вёльвы.
Сама песнь начинается с того, как Риг забрел в дом (др.-исл. hús) к старикам Ай (др.-исл. Ái, прадед) и Эдде (др.-исл. Edda, прабабка). Они предложили ему скромный кров и пищу. Ночью Риг спал между супругами, и так продолжалось три дня, затем он ушел. Через девять месяцев Эдда родила сына, и назвали его Трэлл (др.-исл. þræll — раб). Он был чёрен, и вырос сильным, но уродливым. Женился он на Тир (др.-исл. þír — рабыня) и было у них двенадцать сыновей и девять дочерей, все имена которых, так или иначе, имели отношения к уродству. Так появилось сословие слуг и рабов.
Далее Риг зашел в большой дом (др.-исл. höllu) к Афи (др.-исл. Afi, дед) и Эмме (др.-исл. Amma, бабка). Они его накормили, напоили и спать уложили. Здесь Риг также пробыл три дня, а через девять месяцев родился мальчик с рыжими волосами и живыми глазами. Назвали его Карл (др.-исл. Karl, муж, то есть свободный человек), а женился он на Снёр (др.-исл. Snör, сноха). У них родились двенадцать сыновей и десять дочерей, все имена которых в основном предполагают опрятность и хорошие качества. Отсюда пошли свободные люди: фермеры и скотоводы.
Потом Риг пришел в особняк (др.-исл. sal) к Фати (др.-исл. Faðir, отец) и Моти (др.-исл. Móðir, мать). Здесь его хорошо потчевали, и он пробыл три дня. Через девять месяцев родился Ярл (др.-исл. Jarl), он был светл волосами, а взгляд его был страшен. Когда Ярл подрос, вновь явился Риг, назвал его сыном, сделал наследником, научил рунам и дал ему свое имя и обеспечил состоянием. Он женился на Эрне (др.-исл. Erna, умелая, проворная) дочери Хэрсира (др.-исл. Hersir, господин). Эрна родила ему одиннадцать сыновей и ни одной дочери. Имена их в основном означали сына или наследника. Так появилась военная знать.
Под конец повествуется о младшем сыне Риг-Ярла, Коне (др.-исл. Konr ungr, юный отпрыск). Он был самым умелым из сыновей, единственный ведал рунами, умел говорить с птицами, управлять огнем, за что так же получил право носить имя или титул Риг. В один день ворон обратился к Кону на охоте и предложил ему выступить в поход, указав на то, что у «Дана и Данпа богаче дома, земли их лучше». Дошедшая до нас песнь обрывается в этом месте.
Аналогии
Песнь о Риге описывает три сословия: слуги, фермеры и правители. Каждому из сословий приписывается определенные черты. Первые названы черными, вторые красными или рыжими, а третьи белоснежными.Хотя в общеиндоевропейской традиции (например, в Риме или Индии) белый цвет ассоциируется с духовенством, а красный — с воинами, в Песне о Риге белый цвет отдан классу правителей, воинов и жрецов, а красный цвет ассоциируется с простолюдинами, хотя в других культурах этому классу соответствует зеленый, синий или желтый цвета. Жорж Дюмезиль предположил, что такая расстановка цветом является германской адаптацией общеиндоевропейского наследия.
Сочетание цветов черный, красный, желтый является официальными цветами Германии еще со времен Священной Римской империи.
Хотя все три сословия были зачаты при содействии аса Рига и являлись в определенной степени братьями, каждый из них пошел в своих родителей и никто, кроме младшего брата, не обладал сверхъестественными особенностями. История о превосходстве младшего брата бытует в сказках многих европейских народов. Также подобная расстановка «братьев» как и система наименования пар, посещенных Ригом (прадед-прабабка, дед-бабка, отец-мать) может свидетельствовать о том, как ярлы становились родовой знатью, каждый из потомков, которых поднимался над своими соплеменниками, создавая новое сословие.
Википедия
Песнь о Риге. Сословия, или ступени инициации.
Для начала следует разобраться кто подразумевается под Ригом. В прозаической части песни, добавленной в более позднее время, говорится о том, что Ригом назвался бог Хеймдалль. Если воспринимать смысл песни буквально, Риг «поучаствовал в создании» трех человеческих сословий, таким образом стал отцом людей. Так называют Хеймдалля в прорицаниях Вёльвы. Однако есть и оппозиционное мнение, Ригом назвался Один, а прозаическая часть песни – ошибка неизвестного комментатора. И правда в самой песне, образ Рига сильно похож на образ Одина.
1
Ас шел достойный,
Премудрый и старый
Доблестный Риг
Неустанный ходок(перевод Свириденко)
Хеймдалль, как и Один, безусловно достойный, премудрый и старый, однако он в первую очередь страж Билльреста, моста в Асгард. Один же в свою очередь часто описывался странствующим (в песне очень часто Риг называется странником). Далее следует обратить внимание на множество различных описаний того, как Риг учил и давал советы, что также прерогатива Одина (вспомним Речи Высокого), особенно когда дело касается колдовства и рун.
46
В мудрости рун с
Ним Ярл Риг
Состязался,
И побежден был
Отец и наставник:
Конр получил от
Учителя право
Ригом назваться и
Руны хранить(перевод Свириденко)
Кто еще мог учить Кона (Конра) юного рунам, а потом позволить их хранить, кроме Одина? Это еще один фактор указывающий на вторую ошибочность прозаического вступления.
Однако прежде чем обвинить автора вступления в некомпетентности, следует раскрыть основную тему этой статьи, а именно – каков основной смысл этой песни?
На первый взгляд все предельно ясно. Мистическая составляющая сведена к минимуму. Некий ас, породил три человеческих сословия – рабов, свободных людей и знати. Истинное имя «отца людей» в данном случае значения не имеет, важнее то, что назвался он Ригом (от кельтского «король»). Приняв непосредственное участие в зарождении первых представителей каждого сословия (традиция первой брачной ночи, принадлежащей правителю местности, сохранялась в Шотландии достаточно долго) он их обучал и шел дальше, подробнее остановившись лишь на знати. Попутно песня хорошо описывает какое сословие чем занимается, какую одежду носит, как выглядит и чем питается. В конце более подробно обучив Кона юного (игра слов, сложив два слова вместе, получается Конунг), он отдает ему свое имя Рига и скрывается в неизвестном направлении. Есть теория, что весь смысл песни сводится к тому, чтобы прославить некоего правителя и возвести его род непосредственно к богам. Однако взглянем на ситуацию с другой точки зрения.
Первой, двойственное значение этой песни заметила Свириденко. В комментариях к песне она пишет:
«Возможно, однако, вопреки единогласному мнению комментаторов, иное толкование – эзотерическое (не исключающее первого, как и во всех мистических аллегориях древнего эпоса, где общедоступная экзотерическая оболочка мифа никогда не является случайной выдумкой, а лишь заключает истину низшего разряда, за которою одни посвященные видели важнейший смысл повествования), а именно, что здесь идет речь об основании не различных сословий, а различных степеней посвящения, на которые подразделялись причастники высшей, мистической древней религиозной общины».
Далее, в общих комментариях к песне, Свириденко пишет о схожести системы трех степеней посвящения с системами тайных обществ Западной Традиции (например масоны). Трэли (рабы) – непосвященные, карлы – первая ступень, ярлы – вторая ступень, Риг – глава общества и третья ступень. Также Свириденко намекает на необходимость изучения герметической науки, говорит о возможном существовании некоего мистического Сообщества Одина, аргументируя это упоминаниями о «избранном воинстве» и ссылается на ее труд «Тайная Эдда», судьба которого неизвестна. Не знаю к каким выводам пришла госпожа Свириденко в своей Эдде, рукопись безрезультатно разыскивают уже достаточно долгое время (возможно она была уничтожена во время революции), но подсказку она дала великолепную, за что ей огромная благодарность.
Итак примем предположение о двойственном значении песни как факт и обратим свое внимание к эзотерическому, тайному значению.
Если рассматривать песню с эзотерической точки зрения, можно однозначно говорить о том, что «сословия» представляют собой некие этапы духовного развития человека. Вряд ли эти этапы являются степенями посвящения в определенном закрытом обществе, скорее всего это предположение Свириденко вызвано особенностью того времени, тогда различные тайные общества были очень популярны. Я больше склоняюсь к мнению, что эти этапы – это ступени инициации не привязанные к конкретным обществам. Система на мой взгляд выглядит так:
Трэли. Первая ступень инициации. Из образа раба можно понять особенности этого состояния в духовном плане. Трэль, это в первую очередь человек скованный, с ограниченной свободой. Только «хозяин» Трэля не другой человек, а его собственный разум. Человек мыслящий шаблоном, имеющий единственную, привычную картину мира сковывает сам себя. Это известно каждому человеку, который хоть как-то соприкасался с практиками духовного развития. Трэль некрасив духом и обременен лишь тяжелой работой, но всегда остается беден, так как его дух слеп и глух. На этой ступени находятся все люди, вышедшие из детского возраста, и большая часть людей на ней и остаются. Хотя, как нам указывает песня, это прерогатива прабабушки и прадеда, то есть людей очень старых. И не смотря на все духовное уродство, Трэли, как и все остальные люди, обладают частичкой божественной сущности, так как все произошли от Рига-Одина.
Карлы. Вторая ступень инициации. Образ свободного человека ясно указывает нам на суть перехода от Трэля к Карлу – скинутые кандалы. Карл получает духовное освобождение, он как заново рождается. Он видит все по новому, слышит все по новому. Для того чтобы освободится нужно приложить немало усилий, пройти немало испытаний. Обычно это происходит либо в результате сильного эмоционального потрясения, либо в результате действий наставника (если таковой имеется). Подобные переходы обычно происходят очень сложно и болезненно, поскольку чаще всего для того чтобы скинуть узы, необходимо отказаться от очень много или долгое время находится в нужде. После таких испытаний человек либо понимает, что его пристрастия (чаще всего это материальные блага) это ничто, таким образом освобождаясь от них и становясь Карлом (как ни парадоксально после того, как человек избавляется от своих пристрастий и шаблонов, он свободно делает то, что хочет, в том числе осознанно улучшает свое материальное положение). Карлы это ведомые Силой люди, чей дух свободен, а значит непоколебим воздействиями из физического мира. Подобное состояние достигается при счастливой и обеспеченной старости, на что нам и указывает песня.
Ярлы. Третья ступень инициации. Знатный человек не просто свободен, он еще и богат (в нашей случае духовно). В песне прекрасно описывают Ярла, который обучается рунам и магическим искусствам (знание языка зверей и птиц, заговоры огня, воды и т.д.). Он не просто получил освобождение, но и поднял свой духовный уровень. Ведомый Силой превращается в ведущего. Такого человека можно назвать Мастером.
Риг. Избираемая должность. В отличии от Свириденко, я считаю Рига не последней ступенью инициации, а избираемой должностью. Среди Ярлов это самый мудрый и самый умелый, поставленный на должность духовного наставника, руководителя. По сути это человек, который приблизился к своему духовному уровню и умениям в магических искусствах к богу, то есть человек открывший в себе божественную сущность (повторюсь, которая есть в каждом человеке).
Теперь следует обратить внимание и понять значение происхождения каждой ступени от прадеда и прабабки, деда и бабки и матери и отца. Я считаю что такая система показывает состояние осознания себя в мире человека, игнорирующего свою божественную сущность. То есть не занимающегося развитием своего духа. Так, если человек не занимался духовным развитием и дожил до преклонного возраста, его отношение к миру, к материальным благам будет примерно такое же как и у человека в самом начале духовного роста. Также и далее, основные факторы определяющие отношение человека к жизни и уровень его счастья в основном определяется возрастом и материальной обеспеченностью.
На счет существования тайных обществ и подобной системы градации, возможно у наших предков и существовали подобные общества, призванные охранять от профанации некие знания и практик, и если они существовали, то скорее всего подобная система в них, действительно имела место быть. Однако о них нам совершенно ничего неизвестно и предположения Свириденко о неком Сообществе Одина и Избранном Воинстве, это скорее всего попытка уподобится западным тайным обществам, имевшим в то время огромную популярность.
О Футарке
Говоря о ступенях развития человека невозможно не сказать о системе Футарка.Первая ступень инициации – Трэли. Обозначает первый атт.Самое первое в чем нуждается каждый человек – это Феху, скот это возможность прожить, получать питание. Феху это самые первоначальные потребности человека, ресурсы необходимые для выживания.Из Феху человек получает силу, Уруз. Уруз это грубая энергия чтобы стать больше и сильнее, ведь иначе не выжить. Человек растет, развивается и формируется.Первый переломный момент это Туризас. Туризас это встреча с грубой силой природой, с турсами. Через Туризас человек учится выживать используя Уруз.Когда наступает период Ансуз человек получает вдохновение. Ансуз противоположно Туризас, но также необходимо. Научившись выживать человек начинает творить, но он не может полностью реализоваться, так как он Трэль – раб собственного разума.Ансуз уходит также внезапно как и приходит и тогда человек начинает свое странствие – Райдо. Он начинает понимать, что он Трэль и чтобы получить освобождение приходится двигаться к цели.В результате странствия человек получает понимание – Кано. Любое движение заканчивается пониманием, ведь понимание – это освобождение. Кано это вспышка света, показывающая истинное состояние Мира.Без Гебо невозможно движение дальше. Гебо это дар, результат Кано. Дар заключается в том, что человек понимает куда он должен двигаться дальше. Он уже готов скинуть путы и получить инициацию. И чаще всего такое Гебо открывающее глаза не очень приятный момент в жизни человека.Однако приближаясь к инициации он испытывает чувство спокойствия, Вуньо. Есть ли большая радость, чем отсутствие страха перед неопределенностью? Трэль встает на последнюю ступеньку и поднимает лицо к свету…Вторая ступень инициации – Карлы. Обозначает второй атт.Эта ступенька обламывается и человек летит в пропасть. Хагалаз, невозможно освобождение без разрушения. Будучи рабом человек знал что ему делать, он не отвечал сам за себя, став свободным он сталкивается с ответственностью.Через Хагалаз он скидывает Наутиз, путы его разума. Только на этом этапе потеряв все что имел человек становится свободным – Карлом.Уничтожив все, Хагалаз оставляет за собой лишь Пустоту – Иса. Иса это полная статика, Лед, пятая стихия. Иса это состояние полной остановки, состояние глубокой медитации, полного безразличия. Иса это внутренний стержень каждого человека, такой стержень может быть только у свободных людей.Постепенно созерцаемая Пустота начинает заполняться, ведь познание Льда, это только середина пути, хотя очень похоже на его конец. Йару это вечный цикл Жизни и Смерти, Колесо Трота. Йару это устройство Мира и человека, ведь большое подобно малому. Сменяющиеся состояния и формы можно познать, лишь поняв Лед.Познав круг Йару, который возможно увидеть во всем движении, человек познает Эйваз – вертикальную ось Мира, на которую подобно бусинам нанизаны другие миры. Если Йару это движение вперед и назад, то Эйваз это движение вверх и вниз. Но Тис это еще и древо смерти, познать Тис (а значит научиться им пользоваться) можно только познав Смерть. Эйваз это посвящение через Смерть. Это вторая инициация.Приняв смерть человеку приходит понимание, которое невозможно выразить словами Перт. Перт это Тайна не потому что ее никто никому не расскажет, Перт это Тайна, потому что о ней невозможно говорить и ее невозможно передать. Ее можно лишь понять самому приняв Смерть.Узнав Тайну, человек становится ведуном в широком смысле этого слова (тулом, эрилем, сейдконой и т.д.) то есть человеком ведающим – знающим Перт. Такой человек уже практически стал Ярлом, однако чего же не хватает знатному? Конечно покровительство Силы, в лице богов и духов. Альгиз это человек тянущийся к богам и лосиные рога, как корона ведующего в мире духов. (В сибирской шаманской традиции, шаманы высокого уровня получают шаманскую корону на костюм, которая выглядит как рога. Коронованный шаман признается «царем» в мире духов).Получив покровительство человеку сопутствует успех и Солнце, Соулу, всегда сияет ему с неба. Вот теперь, свободный, ведающий человек окруженный сиянием Солнца, становится Ярлом.Третья ступень инициации – Ярлы. Обозначает третий атт. (руны рассматриваются в парах)Первая пара единство мужско и женского начала. Тэйваз, это мужское начало. Это сила, лидерство, мощь. Настоящий мужчина – всегда Воин, и это должен осознать Ярл. Беркана, это женское начало. Это плодородие, красота, оберег. Слияние Тейваза и Берканы – это весь Мир, поэтому нельзя осознать лишь что-то одно.Вторая пара, это Эваз и Манназ. Эваз это «прирученный» зверь, в данном случае конкретно конь. Он первый помощник человека, и не может без него существовать. При рассмотрении руны более подробно, она имеет несколько иное значение, однако в данном случае важно именно значение помощника человека. Манназ это собственно человек, личность, хозяин. Однако без своего верного помощника человек гораздо слабее. Эта пара – Эваз и Манназ то что необходимо осознать чтобы быть сильным. (Эваз в данном аспекте можно сравнить с шаманским духом-помощником).Третья пара, это Лагуз и Ингуз, Вода и Земля. Плодородие земли не может существовать без живительной влаги, а вода формируется в реки, озера и моря только с помощью земли. Ингуз и Лагуз это два могучих ванна – Ньерд и Фрейр. (Интересно отметить, открыто никогда не существовало в Северной Традиции пары Земля и Небо, ее заменяет очень характерная для северной местности – Вода и Земля).
Четвертая пара, скорее даже и не пара, а развилка, Одал и Дагаз. Развилка эта появляться в конечном итоге почти каждого процесса – сохранить результат и остановиться (Одал) или рискнуть всем созданным и продолжить (Дагаз). Дагаз это поворот за которым лишь неизвестность, или Пустота?... Одал это точка, а не прямая. Не зря ходили легенды, что некоторые умершие родственники охраняют родовые поместья и живут будто живые, а потом перерождаются в том же Роду. В Скандинавии для того чтобы привлечь удачу умершего родственника часто давали его имя рожденному ребенку.
Сигурд Годод Скидбладнир - Москва 2010 (с)
Старшая Эдда
Песнь о Риге
Люди рассказывают в древних сагах, что один из асов, тот, которого звали Хеймдалль, шел однажды своей дорогой вдоль берега одного озера, пришел на какой-то двор и назвался Ригой. Об этом рассказывается в следующей песни:
1
В давние дни
доблестный старый
ас многомудрый,
храбрый и сильный,
странствовал Риг
по дорогам зеленым.
2
Шагал он по самой
средине дороги;
к дому пришел,
дверь была отперта;
в дом он вошел:
пылал там огонь,
чета стариков
у огня сидела,
прадед с прабабкой
в уборе старушечьем.
3
Риг им советы
умел преподать;
сел он потом
посредине помоста,
а с обеих сторон
сели хозяева.
4
Хлеб им тяжелый
достала прабабка,
грубый, простой,
пополам с отрубями;
блюдо еще им
с едою поставила,
в миске похлебку
на стол принесла
и лучшее лакомство -
мясо телячье;
встал от стола он,
спать собираясь.
5
Риг им советы
умел преподать;
лег он потом
посредине постели,
с обеих сторон
улеглись хозяева.
6
Пробыл он там три ночи подряд; И снова пошел
серединой дороги;
девять прошло
после этого месяцев.
7
Родила она сына,
водой окропили,
он темен лицом был
и назван был Трэлем.
8
Стал он расти,
сильней становился,
кожа в морщинах
была на руках,
узловаты суставы,
. . . . . . . . . . .
толстые пальцы
и длинные пятки,
был он сутул
и лицом безобразен.
9
Стал он затем
пробовать силы,
лыко он вил,
делал вязанки
и целыми днями
хворост носил.
10
Дева пришла -
с кривыми ногами,
грязь на подошвах,
загар на руках,
нос приплюснут,
и Тир назвалась.
11
Села потом
посредине помоста,
сел рядом с нею
хозяйский сын;
болтали, шептались,
постель расстилали
Тир вместе с Трэлем
целыми днями.
12
Детей родили они,-
жили в довольстве.-
сдается мне, звали их
Хрейм и Фьоснир,
Клур и Клегги,
Кефсир и Фульнир,
Друмб и Дигральди,
Лут и Леггьяльди,
Хёсвир и Дрётт*.
Удобряли поля,
строили тыны,
торф добывали.
кормили свиней,
коз стерегли.
13
Были их дочери
Друмба и Кумба,
и Экквинкальва,
и Аринневья,
Исья и Амбот,
Эйкинтьясна,
Тётругхюпья
и Трёнубейна*,-
отсюда весь род
рабов начался.
14
Пошел снова Риг
по прямым дорогам,
к дому пришел,
дверь была отперта,
в дом он проник:
пылал там огонь,
чета сидела,
дружно трудясь.
15
Мужчина строгал
вал для навоя,-
с челкой на лбу,
с бородою подстриженной,
в узкой рубахе;
был в горнице ларь.
16
Женщина там
прялку вращала:
пряжу она
пряла для ткани,-
была в безрукавке,
на шее платок,
убор головной
и пряжки наплечные.
Бабка и дед
были дома хозяева.
17
Риг им советы
умел преподать.
19
Встал от стола он,
спать собираясь,
лег он потом
посредине постели,
с обеих сторон
улеглись хозяева.
20
Пробыл он там
три ночи подряд
и снова пошел
серединой дороги;
девять прошло
после этого месяцев.
21
Ребенка тогда
родила эта бабка,
водой окроплен был
и назван был Карлом;
спеленат он был,
рыжий, румяный,
с глазами живыми.
22
Стал он расти,
сильней становился,
быков приручал,
и сохи он ладил,
строил дома,
возводил сараи,
делал повозки,
и землю пахал.
23
Хозяйку в одежде
Из козьей шерсти,
с ключами у пояса,
в дом привезли -
невесту для Карла;
Снёр ее звали;
жили супруги,
слуг награждали,
ложе стелили,
о доме заботились.
24
Детей родили они,-
жили в довольстве,-
звали их Дренг, Халь,
Хёльд и Смид,
Тегн, Брейд и Бонди,
и Бундинскегги,
Буи и Бодди,
Браттскегг и Сегг*.
25
Другим имена
еще они дали:
Снот, Бруд и Сваннп,
Сварри и Спракки,
Фльод, Спрунд и Вив,
Фейма и Ристилль*.
Отсюда все бонды
род свой ведут.
26
Пошел снова Риг
по прямым дорогам;
к дому пришел,
с юга был вход,
не заперт он был,
и на двери кольцо.
27
В дом он вошел,-
пол устлан соломой,-
там двое сидели,
смотря друг на друга,
пальцы сплетая,-
Мать и Отец.
28
Стрелы хозяин
строгал и для лука
плел тетиву
и к луку прилаживал;
хозяйка, любуясь
нарядом своим,
то одежду оправит,
то вздернет рукав.
29
Убор был высокий
и бляха на шее,
одежда до пят,
голубая рубашка,
брови ярче,
а грудь светлее,
и шея белее
снега чистейшего.
30
Риг им советы
умел преподать;
сел он потом
посредине помоста,
а с обеих сторон
сели хозяева.
31
Мать развернула
скатерть узорную,
стол покрыла
тканью льняной,
потом принесла,
положила на скатерть
тонкий и белый
хлеб из пшеницы.
32
И блюда с насечкой
из серебра,
полные яств,
на стол подала,
жареных птиц,
потроха и сало,
в кувшине вино
и ценные кубки;
беседуя, пили
до позднего вечера.
33
Риг им советы
умел преподать;
встал от стола он,
постель разостлал.
Пробыл он там
три ночи подряд
и снова пошел
серединой дороги;
девять прошло
после этого месяцев.
34
Сына Мать родила,
спеленала шелками,
водой окропила,
он назван был Ярлом;
румяный лицом,
а волосы светлые,
взор его был,
как змеиный, страшен.
35
Ярл в палатах
начал расти;
щитом потрясал,
сплетал тетивы,
луки он гнул,
стрелы точил,
дротик и копья
в воздух метал,
скакал на коне,
натравливал псов,
махал он мечом,
плавал искусно.
36
Тут из лесов
Риг появился,
Риг появился,
стал рунам учить;
сыном назвал его,
дал свое имя,
дал во владенье
наследные земли,
наследные земли,
селения древние.
37
Потом через лес
он оттуда поехал
по снежным нагорьям
к высоким палатам;
копье стал метать,
щитом потрясать,
скакать на коне,
вздымая свой меч;
затевал он сраженья,
поля обагрял,
врагов убивал,
завоевывал земли.
38
Восемнадцать дворов -
вот чем владел он,
щедро раздаривал
людям сокровища,
поджарых коней,
дорогие уборы,
разбрасывал кольца,
запястья рубил.
39
По влажным дорогам
посланцы поехали,
путь свой держали
к дому Херсира;
дочь его умная,
с белым лицом
и тонкими пальцами,
Эрной звалась.
40
Посватались к ней,
и в брачном покрове
замуж она
за Ярла пошла;
вместе супруги
жили в довольстве,
достатке и счастье
и множили род свой.
41
Бур звали старшего,
Барн - второго,
Йод и Адаль,
Арви и Мёг,
Нид и Нидьюнг -
играм учились,-
Сон и Свейн -
тавлеям и плаванью.-
был еще Кунд,
а Кон был младшим*.
42
Ярла сыны
молодые росли,
щиты мастерили,
стрелы строгали,
укрощали коней,
потрясали щитами.
43
Кон юный ведал
волшебные руны,
целебные руны,
могучие руны;
мог он родильницам
в родах помочь,
мечи затупить,
успокоить море.
44
Знал птичий язык,
огонь усмирял,
дух усыплял,
тоску разгонял он;
восьмерым он по силе
своей был равен.
45
В знании рун
с Ярлом Ригом он спорил,
на хитрость пускаясь,
отца был хитрее:
тогда приобрел он
право назваться
Ригом и ведать
могучие руны.
46
Кон юный поехал
по темному лесу,
дротик метал он,
приманивал птиц.
47
Ворон прокаркал
с ветки высокой:
"Что ты, Кон юный,
птиц приручаешь?
Пристойней тебе
скакать на коне.
. . . . . . . . . . . .
врагов поражать.
48
у Дана и Данпа
богаче дома,
земли их лучше
владений твоих;
ладьей они править
привыкли искусно
и раны умело
наносят мечом".
Мифы и легенды.