Бальдр
Бальдр (Baldr) («господин»), в скандинавской мифологии юный бог из асов. Бальдр — любимый сын Одина и Фригг, брат Хермода, муж Нанны, отец Форсети. Бальдр прекрасен, светел, благостен; его ресницы сравнивают с белоснежными растениями. Он живет в Асгарде, в чертоге Брейдаблик, где не допускаются дурные поступки. Бальдра называют мудрым и смелым, однако фактически он является пассивным, страдающим божеством, по-видимому, культовой жертвой.
Отчетливых следов мифа о Бальдре у континентальных германцев нет. Попытка немецкого ученого Ф. Генцмера усмотреть намеки на миф о Бальдре в т. н. Втором мерзебургском заклинании недоказательна. Имеется гипотеза немецкого исследователя О. Хефлера об изображении Бальдра в южноскандинавских наскальных рисунках эпохи бронзы. Однако явно отраженный в скандинавском мифе о Бальдре обычай сожжения мертвеца в ладье относится к позднему железному веку.
Миф о Бальдре в основном известен по «Прорицанию вёльвы» («Старшая Эдда») и особенно по стихотворению эддического стиля «Сны Бальдра» (иначе — «Песнь о Вегтаме»), включаемому как дополнительная песнь в «Старшую Эдду», а также по «Младшей Эдде», где имеется связный прозаический рассказ о Бальдре.
Согласно мифу, юному Бальдру стали сниться зловещие сны, предвещавшие угрозу для его жизни. Узнав об этом, боги собираются на совет и решают оградить Бальдра от всяких опасностей. Один отправляется в Хель (царство мертвых) узнать судьбу Бальдра от вёльвы (провидицы); пробужденная Одином от смертного сна вёльва предсказывает, что Бальдр умрет от руки слепого бога Хёда. Фригг взяла клятву со всех вещей и существ — с огня и воды, железа и других металлов, камней, земли, деревьев, болезней, зверей, птиц, яда змей, — что они не принесут вреда Бальдру; клятвы она не взяла только с ничтожного побега омелы.
Однажды, когда боги забавлялись стрельбой в ставшего неуязвимым Бальдра, злокозненный Локи (выведавший хитростью у Фригг, что омела клятвы не давала) подсовывает прут из омелы слепому богу Хёду, и тот убивает Бальдра («Младшая Эдда»). «Прорицание вёльвы» также сообщает о том, что Хёд убил Бальдра прутом из омелы, но умалчивает о роли Локи (только упоминание о последовавшем за этим наказании Локи богами указывает, по-видимому, на то, что роль Локи в убийстве Бальдра известна и этому источнику).
Боги поднимают тело Бальдра, переносят к морю и кладут на ладью, называвшуюся Хрингхорни (ее удается столкнуть в воду только великанше Хюрроккин); Бальдр сожжен в ладье. В «Речах Вафтруднира» из «Старшей Эдды» упоминается еще о тайном слове, которое Один сказал на ухо своему мертвому сыну Бальдру, когда тот лежал на костре. Нанна умирает от горя, и ее кладут в погребальный костер Бальдра, так же как и коня Бальдра, и золотое кольцо Одина Драупнир.
Вали («однодневный» сын Одина и Ринд) мстит Хёду за убийство Бальдра («Прорицание вёльвы», «Сны Бальдра»), а Хермод, брат Бальдра, отправляется на коне Одина Слейпнире в царство мертвых (Хель) с целью освобождения Бальдра («Младшая Эдда»); хозяйка Хель согласна отпустить Бальдра, но при условии, что все живое и мертвое в мире будет его оплакивать. Плачут все, кроме великанши Тёкк, обличье которой принял тот же Локи, и Бальдр остается в Хель. Боги наказывают Локи, виновника гибели Бальдра.
Миф о смерти Бальдра является своеобразным введением к скандинавскому эсхатологическому циклу — смерть его служит как бы предвестием гибели богов и всего мира. В обновленном мире, который возникнет после гибели старого, вернувшийся к жизни Бальдр примиряется со своим убийцей Хёдом, тоже ожившим («Прорицание вёльвы»).
Своеобразный отголосок мифа о Бальдре в форме героического сказания имеется в «Деяниях датчан» Саксона Грамматика. У него Бальдр (Balderus) — полубог. Увидев во время купания Нанну — сводную сестру Хёда (Hotherus), Бальдр влюбляется в нее. Хёд сам любит Нанну и женится на ней, но Бальдр преследует его. Чтобы убить Бальдра, Хёд достает меч Мимминг и, по совету лесной девы, чудесную пищу из змеиного яда и пояс, дающий победу. Хёд смертельно ранит Бальдра; его хоронят в холме. Предсказатель Финн пророчит Одину, что за Бальдра отомстит сын богини Ринд, которого она родит от Одина; пророчество сбывается.
Ученые-мифологи XIX в. видели в Бальдре солнечного бога, борющегося с тьмой. Немецкие филологи Г. Неккель, Ф. Р. Шредер, Г. Хемпель и некоторые другие находили в мифе о Бальдре точки соприкосновения со скандинавскими ваническими культами плодородия и косвенное воздействие восточных мистериальных культов «умирающего и воскресающего» бога растительности (Таммуза, Диониса, Адониса и особенно Аттиса), а норвежец С. Бугге — варварское отражение мифа о Христе.
Нельзя полностью исключить связи мифа о Бальдре с культами плодородия и древневосточными мифами, а тем более христианских влияний. Однако, в отличие от ванов, Бальдр несомненно относится к мифологии Одина. В своей основе миф о Бальдре скорее всего представляет собой миф о первой смерти, осложненный мотивами воинских инициации (характерны имена: Baldr — господин, Höðr — боец, Hermóðr — мужественный). Возможно, что Хёд — «убийца рукой» (handbani) Бальдра — ипостась самого Одина; в известном смысле и Локи — его «убийца советом» (ráðbani) также является «двойником» Одина. Весьма существенное отличие истории Бальдра от других сюжетов скандинавской мифологии, получивших повествовательную разработку, заключается в том, что здесь изображается не борьба с внешними силами, а драматическая коллизия внутри общины асов. Это связано и с культовыми корнями сказания о Бальдре, и с тем, что оно включилось в традицию скандинавского мифологического эпоса на более позднем, чем другие сюжеты, этапе.
Ключевое: доброта, умение адаптироваться, находить общий язык с другими людьми, гармоничность, творение, честность и добрые дела, пассивность, спокойствие, но в то же время – беззащитность, открытость другим, которая может быть использована во зло, пассивность.
Хэсситай
Мне нравиться этот парень. Бальдр — бог нежной весенней растительности, пассивный юноша. Бог — любовник. Не зря его хотела себе в мужья богиня Скади. Вот почему его оплакивают все существа в мире. Он дарит любовь и плодородие. Один кладет в погребальную ладью Бальдру свое волшебное кольцо — Драупнир. Его имя означает «капающий» и оно имеет свойство порождать себе подобных — то есть плодиться. Тем самым Один подчеркивает эротическую, плодородную сторону Бальдра.Но и денежную, кольцо то золотое и порождало много золотых колец. Бальдр возвращает Одину кольцо Драупнир с Хермодом.
«Первый мужской архетип, весенний, архетип Любящего. Он восприимчив; ласков, нежен, его черты — привязанность, потребность раствориться в партнере… Негативная сторона этого архетипа — зависимость».
Годовой цикл времен года — это метафора процесса развития: человека. Известно, что сезонные ритуалы древних народов подготавливали людей к жизни на следующем этапе, в следующем сезоне. Это могло совпадать с реальными сезонными циклами, а могло отражать внутренний смысл жизненных процессов.
Весна — это «медовый месяц» любого начинания, процесса. Это ощущение радости и первого динамичного прорыва.
В «Прорицании Вёльвы» рассказывается о Новой Весне, после гибели прежнего мира, когда сядут в чертогах Одина вместе убийцы и жертвы и будет рождение нового мира.
Смерть Бальдра служит предвестием гибели богов и всего мира. И последующего возрождения мира. Один цикл закончится и начнется другой. В обновленном мире, который возникнет после гибели старого, вернувшийся к жизни Бальдр примиряется со своим убийцей Хёдом и они живут в чертогах Одина.
Встречаются асы
на Идавёлль-поле,
о поясе мира
могучем беседуют
и вспоминают
о славных событьях
и рунах древних
великого бога.
снова найтись
должны на лугу
в высокой траве
тавлеи золотые,
что им для игры
служили когда-то.
Заколосятся
хлеба без посева,
зло станет благом,
Бальдр вернется,
жить будет с Хёдом
у Хрофта в чертогах,
в жилище богов —
довольно ли вам этого?
Значение карты: Изменение ситуации к лучшему. Восстановление, превращение, мир, все помирились, получилось лучше, чем ожидалось.
Но ожидание, события не быстрые.
И конечно любовь. Его любят все и просто так, ни за что. Он любимый сын, он любимый муж, он просто любимый. Ему все легко дается, поэтому и много завистников.
Кирка